
Средние реки. Весной много самой различной рыбы заходит из крупных рек в их притоки. Например, окская рыба, входя в Угру, Упу, Зушу и другие реки, иногда поднимается довольно высоко по течению. Названные реки обычно сильно зарастают по берегам деревьями и кустарником, кроме того, по берегам остается много плывуна в виде непроходимых завалов, а почва, пропитываясь паводковой водой, становится очень вязкой, поэтому весной я здесь нередко ловлю с купальных мостков или с обычных мостов. В конце апреля—мае рыба часто стоит на выходах из ям, на углублениях ниже перекатов, на суводях, которые бывают рядом с намытыми течением островками.
В весеннем улове наряду с лещом, подлещиком и плотвой бывает крупный голавль. В мае он берет на выползка, пучок навозных червей или дендробены, ближе к концу мая — на пшеницу, пареную перловку, кукурузу «Бондюэль». Иногда удавалось ловить довольно крупных голавлей вблизи регулярно прикармливаемых рыболовами точек с моста.

Тактика ловли заключалась в расположении пиккерной оснастки с длинным поводком (кормушка в таком случае становится лишней) вплотную к береговой линии, где начинают подниматься молодые водоросли. Голавль, видимо, продвигается близко к берегу в поисках корма и попадается на приманку. Иногда при забросах на прибрежное мелководье отмечались поимки голавля на майского жука. Поводок в этом случае необходим длиной до 1,5 м. Для того чтобы сделать заброс с такой снастью, нужно сложить поводок вдвое и зафиксировать его, защепив леску вблизи крючка в вязкой прикормочной массе, ею нужно предварительно облепить небольшое скользящее грузило пиккера.

Что касается быстрых рек, то при весенней ловле на различные насадки и на разной глубине длинный поводок в оснастке применяется очень часто. Он позволяет червю, гроздям опарыша, пареным зернам двигаться на течении естественно, то взлетая над грунтом, то прижимаясь к нему. Это не настораживает крупную плотву, язя, голавля, леща и прочую рыбу. Длина весеннего поводка для разных условий ловли может колебаться в пределах 40–150 см.


Необходимо помнить, что при ловле леща начиная с начала мая в прикормку нужно вводить тяжелые частицы: пареную перловку или пареную пшенку, которая, вымываясь из кормушки, создает на дне хорошо ориентированную вниз по течению кормовую дорожку.
Малые реки. На малых реках половодье проходит быстрее, чем на реках большей величины, и здесь рыбалка бывает успешной ранней весной, когда рыба массово поднимается по течению вверх. Однако в холодной воде кормовые смеси часто не работают или работают плохо, поэтому наряду с пластиковыми контейнерными кормушками, из дырочек которых опарыш выходит очень медленно, я стал применять также, как я их называю, сквозные кормушки. Техника закармливания состоит в следующем. Одно выходное отверстие кормушки по принципу пробки плотно заделывается кормовой смесью. Потом через свободное отверстие в нее насыпается опарыш. И далее второе выходное отверстие кормушки также заделывается комочком кормовой смеси. При этом смесь должна быть достаточно вязкой, чтобы не распадалась при ударе о воду, но вместе с тем она должна терять свои вязкие свойства при размокании, когда кормушка ляжет на дно.

Даже на малых реках есть участки, где удочкой ловить гораздо труднее, чем донкой, а порой и вообще невозможно. Обычно это касается быстрых рек. Один из таких примеров — река Ресса в Калужской области.
Был вечер. Забомбив с помощью кормушки и прикормочных шаров бровку под противоположным берегом, я стал ждать поклевки. Однако подвешенный к леске колокольчик стал звенеть почти сразу. Я подсек и вынул плотву с ладошку. Она клюнула на опарыша. Затем клюнула небольшая густера, потом еще густера и снова плотва. А следом на червя взял подлещик граммов на триста, а чуть позже — граммов на шестьсот, и хозяин аж разинул рот от удивления. Он думал, что подлещик в этой реке вообще не водится, по крайней мере, так далеко от места впадения Рессы в Угру. Поскольку даже в яме течение было очень быстрое, чтобы вода сильно не напирала на леску, приходилось удилище ставить на высоком берегу и почти вертикально. При таком условии мононить на большом протяжении располагалась в натянутом положении над водой.


Почти такая же история, за исключением нюансов ловли, произошла в мае на Тверце в Калужской области. Мой давний товарищ (его тоже зовут Андрей) классный рыболов. В совершенстве овладел спиннингом и многими другими рыболовными снастями, а вот на донку у него ловить не получалось. Тверца в районе поселка Медное довольно мелкая, со множеством заросших водорослями перекатов, поэтому я спросил у Андрея, есть ли рядом с деревней яма. Он сказал, что совсем небольшая яма есть под противоположным берегом. Я расспросил о характеристиках прилегающего рельефа дна и глубинах и сказал:
— Будем ловить в этой яме леща.
— Леща? Не смеши! — ответил он мне.
Однако в этот же день до полуночи удалось зацепить двух красавцев на кило двести и на полтора килограмма, не считая мелочи. После грамотного, не слишком шумного закармливания рыба быстро подтянулась к крючкам наших донок и брала уверенно. Кстати, прикормка применялась самая простая. Брался «Уникорм», кажется, тульский, с пометкой «лещ». К нему добавлялась пропаренная пшенка, свежий жмых и немного опарыша на заключительных стадиях закармливания. На крючках — по 6–8 опарышей. Лещ любит объемную насадку.

Вообще на малых реках ловля донными снастями бывает очень эффективной. Например, в середине весны заходящая из Оки в Лопасню рыба иногда доходит до плотины под Хатунью. Здесь на разливе ниже плотины в это время увидишь много доночников, и рыба клюет самая разная — крупный карась, не менее крупная плотва, густера, подлещик, подъязок, окунь и даже солидная форель попадается. Наверное, она убежала из

Ловят накоротке или забрасывая под противоположный берег. Часто кормящаяся стая выбирает для стоянки границу сильного и медленного течений,
Надо сказать, что весенняя ловля донкой на таких небольших