Реклама
Подписка
Юмор, Новости, Полезные советы



Проверенная снасть
Реклама
Свежий номер
Рыбачьте с нами №7 (июль) 2017
В этом номере:
  • Древний маскинонг и новые технологии
  • Игра в спиннинг
Смотреть дальше
Реклама
Комментарии
Владимир Дедов
Спасибо автору. Хорошая работа, обобщение богатого рыбацкого опыта. Возможно я пропустил в тексте, но если нет, дополню список насадок из личного опыта - это крупный червь, катыш из плавленного сыра с
O2xygeN
Пересмотрел свои взгляды на расположение монтажей под водой на течении и сделал вывод, что пункт 2 из моего комментария выше - неверный, но вот от пункта 1 отказываться не буду.
O2xygeN
Вижу, что статья опубликована аж в 2014 году, но хочу поспорить с автором (т.к. статья может попадаться и другим людям). На рис. 1, 2, 3, 4, представлены формы лежащих оснасток на дне под течением. Сч
Реклама



Остановить мгновение

Просмотров: 303
Остановить мгновение

В наше время человек с фотоаппаратом стал привычным, вполне обыденным явлением, а фототехника совершенствуется год от года, расширяя свободу творчества. Современная цифровая камера работает в большом диапазоне режимов и программ, но каким бы совершенным ни был фотоаппарат, он остаётся всего лишь инструментом в руках человека, который с его помощью пытается выразить своё отношение к жизни во всех её проявлениях, в том числе и в рыбалке. Я не стану касаться выбора фотоаппарата для съёмки рыбалки. У многих рыболовов фотокамеры уже есть, а хороший снимок можно сделать и недорогим инструментом, если знаешь основные принципы построения кадра.

Фотоаппарат лишён творческой воли, он — лишь орудие в руках человека. А чтобы взгляд на мир через объектив был интересен окружающим людям, необходимо использовать все доступные фотографу выразительные средства. Основным из них всегда была и будет композиция, изобразительное решение, которое можно реализовать выбором плана, ракурса, перспективы, тона, света, цвета и фактуры. Чтобы добиться хорошего снимка, фотографу обязательно нужно использовать весь этот инструментарий. К сожалению, очень многие снимки, которые присылают в редакцию наши читатели и даже некоторые авторы статей, весьма далеки от совершенства не потому, что для съёмки использовали плохую технику, а потому, что снимали по простому принципу: навёл аппарат на объект, нажал кнопку — готово!

Съёмка трофея обычно постановочная, то есть у вас есть возможность развернуть рыболова по свету, найти оптимальное решение для центральной детали такого снимка — рыболовного трофея. Ракурс снимка позволил подчеркнуть величину трофея. Такого эффекта фотограф достиг, расположив рыбу перед рыболовом, поэтому она кажется крупнее, чем в действительности.

На этом же снимке непонятно, что выбрал его автор в качестве композиционного центра снимка: рыбу, вид которой трудно определить, свою машину или обнажённый живот. Кстати, рыболов в одежде выглядит намного аккуратнее и цивилизованнее, чем в плавках.

С какой стороны падает свет, что находится на переднем и заднем планах, куда смотрит рыболов, как он держит рыбу — обо всём этом даже мысли не возникает. Иногда обидно получать снимок полноценного трофея, у которого из-за ошибки в кадрировании срезан хвост, вместо проработанных чешуек — огромный блик, а вместо лица героя — чёрная дыра. Тем более обидно, что такие кадры обычно бывают постановочными, то есть у автора снимка было время подумать о том, как расположить в кадре основные и второстепенные объекты с учётом света и перспективы. Конечно, намного труднее не допустить ошибки при съёмке вываживаемой рыбы, поскольку тут мы фиксируем движение, а не статику. Некоторые огрехи при такой съёмке можно простить или исправить потом при компьютерной обработке.

Снимок из серии «мы здесь были». Громадная плотина на заднем плане не кажется грандиозной из-за двух «отрезанных» голов на переднем плане. Фото выглядит как коллаж, люди будто наклеены на почтовую открытку с урбанистическим видом. О композиционном построении автор снимка вообще не думал.

Городская рыбалка. Здесь есть и детали, подчеркивающие тему городской рыбалки (рыболовы на набережной), и легко узнаваемые московские здание и мост, то есть тема города также раскрыта. Обе темы достаточно хорошо сбалансированы друг с другом, зрителю понятно, что хотел сказать и показать автор снимка.

Итак, прежде чем начать съёмку, стоит подумать о том, что для вас является главным, что в первую очередь должно привлекать внимание зрителя на вашей фотографии и как добиться того, чтобы выигрышно выделить именно данный объект. Это полезно делать в любой ситуации — съёмка на рыбалке всегда разноплановая. Кроме выдающихся трофеев обычно хочется показать и природу, выразив собственные впечатления от её красот, и лица друзей, таких же фанатов рыбалки, как и вы, и те снасти, на которые была поймана рыба, и яркие моменты борьбы с сильной рыбой, и многие другие вещи, которые так или иначе связаны с вашим отношением к природе. Для каждого из таких кадров необходимо выбрать определённый план. Например, пейзаж снимают на общем плане, используя короткофокусный объектив или выставляя объектив с переменным фокусным расстоянием (зумм или трансфокатор) на короткий фокус. В этом случае можно передать необъятность окружающего мира, широту реки или озера, глубину небосвода, буйную зелень деревьев или тростника. Но пейзаж не будет интересным, если вы не включите в него какие-то значимые детали. Глядя на пустую реку, зритель вряд ли догадается о том, что снимок сделан на рыбалке, а не с борта туристического теплохода. Значит, здесь должна быть какая-то конкретная деталь, подчеркивающая рыболовную тему: рыболовы на воде или на берегу, закинутые снасти, костёр на вечерней реке и т. п.

С другой стороны, фиксирующая действительность беспристрастная камера не способна убрать из кадра лишние детали, поэтому даже при съёмке рыболовного пейзажа старайтесь избегать не имеющих значения деталей, иначе можно размыть главную идею снимка и нарушить равновесие выбранного сюжета.

Плотва с «отрубленным» хвостом. Это типичная ошибка многих рыболовов, пытающихся снимать свои трофеи.

Рыбу можно «резать», если для такого композиционного приёма есть основание. Здесь «отрезана» судачья голова, и на крупном плане показана приманка, на которую пойман хищник. Это и есть центральная деталь, ради которой был сделан кадр. Рыболов сразу поймёт, что речь идёт о джиговой ловле судака, и именно эта приманка принесла успех.

Когда снимаете крупным планом деталь снаряжения, приманку и т. д., объект должен занимать в кадре как можно больше пространства.

Постановочный кадр рыболова с лососем. Явные ошибки в композиционном построении: срезана половина рыбы вместе с руками рыболова, нет пространства над его головой.

Вся рыба видна целиком, кадр выглядит динамичнее, лучше представлен задний пейзажный план с крутым берегом и стремительной рекой. Здесь можно говорить об эффекте присутствия самого зрителя на этой рыбалке.

Средний план используют для съёмки ловящего с берега или с лодки рыболова, вываживания рыбы и т. д. Для этого меняют объектив, или увеличивают переменное фокусное расстояние, или передвигаются ближе к объекту съёмки. Крупный план, ещё более увеличивая фокусное расстояние объектива или приближаясь к объекту, используют для съёмки трофеев, деталей снаряжения и других объектов, которые трудно разглядеть на среднем или общем плане.

Для правильного выстраивания композиции существует множество приёмов, которые первоначально использовались в живописи. Они помогают разместить главный и второстепенный объекты так, чтобы фотография выглядела более «живой», динамичной. Прежде всего, эту динамику можно передать, подчёркивая различные диагонали, под которыми могут располагаться объекты съёмки. Например, намного интереснее смотрится фотография, на которой река течёт, пересекая кадр по диагонали, чем снятая «в лоб», пересекающая кадр посредине.

Очень часто выигрышной становится верхняя точка съёмки. Для того чтобы сделать этот снимок реки Жупанова на Камчатке, пришлось забираться на сопку.

Два снимка одной реки. Верхний пейзаж переносит нас на северную речку, на приколе стоят рыбацкие лодки, а сами рыболовы, наверное, варят уху на крутом берегу. На нижнем снимке та же река, но нет никакого намёка на присутствие рыболовов. Этот снимок неинтересен для рыболовного журнала.

Чтобы легче было найти место в кадре для основного объекта, существует правило деления кадра на девять частей. Ключевые точки размещают в месте пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Кстати, многие современные фотокамеры оснащены такой сеткой для облегчения вашей работы с ними. Но довольно часто от этого правила приходится отступать, особенно при поиске необычного ракурса.

Рыболовы на реке. Здесь применён приём построения кадра по принципу деления на девять частей.

И в предыдущем и в этом случае главная деталь снимка — рыболов, находящийся на пересечении линий. Такой сеткой снабжены многие современные камеры.

Обязательно нужно учитывать особенности заднего плана, когда основной объект съёмки располагается на переднем. Иногда мы получаем фото, на котором из головы главного героя «растут» вёсла или удочки, как усы кузнечика. Задний план не менее важен в композиции снимка, и его нужно эффективно использовать для создания общего настроения. Пусть фоном для основного объекта съёмки станет небо в прогале среди деревьев или стена рыболовной избушки, или зелёный холм позади рыболова. Но такой фон должен оставаться целостным, чтобы, например, прямо за головой не оказалась граница того же холма и неба.

Рыбалка на зимней реке. Снимку придаёт динамику диагональное расположение реки в кадре.

Использование арки моста для переднего плана. Рыболов оказался в каменной рамке. Здесь фотограф создаёт настроение, используя разноплановые детали.

При пейзажной съёмке ощущение перспективы помогают создать детали на первом плане, например кусты или деревья по краям кадра. Это так называемое композиционное наслоение, подчеркивающее глубину пространства. На сбалансированность пейзажного кадра сильно влияет расположение линии горизонта. Если она размещена посередине, кадр теряет динамику и становится скучным. Лучше разместить её в верхней или нижней трети кадра.

Выразительности снимка можно добиться с помощью изменения ракурса съёмки. Попробуйте снять один и тот же объект, меняя точку съёмки. Сфотографированный с разных точек этот объект в одном случае может быть невыразительным и плоским, в другом, наоборот, приобретёт объём, и в нём резче проявятся какие-то свойственные ему характерные черты.

Шары прикормки на гравийном берегу (фото внизу) выглядят плоскими и невыразительными, но если отодвинуть объект съёмки от фона, например, снять их в руке (фото вверху), шары приобретают объём и фактуру.

При освоении фотографирования немало помогают экскурсии в музеи изобразительного искусства. На полотнах великих реалистов можно увидеть, как используются средства композиции, та же перспектива, освещение, расположение главных и второстепенных объектов. Дело в том, что фотография живёт практически по тем же законам, что и живопись, но художник пользуется для создания образов красками, а фотограф «пишет» светом. Правда, у художника есть возможность оставить на полотне только самые важные детали, а беспристрастная камера фиксирует всё, что попадает в объектив. Поэтому фотографу нужно быть предельно внимательным, чтобы сделать лаконичный, без лишних деталей, и в то же время наполненный содержанием кадр.

Репортажный снимок прыгающего окуня. Наверное, к этому снимку можно с полным правом отнести название статьи. Цифровая камера позволяет «не экономить плёнку» и тратить много кадров, снимая такие моменты рыболовной жизни.

Контровой свет (съёмка против источника света) даёт эффект светлого ореола по силуэту крыльев птицы. Снимая, не забывайте фантазировать.

Если у вас цифровая камера, не жалейте кадров, больше экспериментируйте с композиционным построением кадра. В будущем мы обязательно поговорим о разных возможностях цифровой камеры и их эффективном использовании для съёмки рыболовных сюжетов. Кроме того, существуют специальные компьютерные программы для обработки цифровых снимков. Это также станет предметом нашего исследования.

Сегодня в наших руках оказалась удивительная фототехника, которая заметно приблизила фотоискусство к искусству живописи. Не зря же хороших фотографов чаще всего называют фотохудожниками.

Вертикальный или горизонтальный кадры? В данном случае вертикальное построение снимка более оправданно, поскольку акцент сделан на птице, летящей на фоне заката, и поплавках сети на воде. Вертикальный кадр получился более динамичным, чем горизонтальный, на котором эти детали могли потеряться в пейзажном пространстве.

Теги: фотографирование 28.03.2017
Читайте также
Нож последнего самурая
Памяти Андрея Глебовича Oстрый и удобный в работе нож никогда не будет лишним для рыболова,...
0 5822
Весенний троллинг: окончание
Где бы мы ни находились, всегда наступает время фактической весны, когда природа начинает просыпатьс...
0 3666
Самодельный модуль рыболовного ящика
Специальный рыболовный ящик для летней удочки всем хорош: он устойчив практически на л...
0 551
Смотрите видео