
Памяти Андрея Глебовича
Парадоксально, но факт: насколько рыболов связан с водой, настолько он стремится защититься от нее.
Прокол, прорез или разрыв не пропускающего воду материала, из которого сделаны важные для рыболова предметы экипировки, часто приходится устранять именно по ходу рыбалки. В стационарных условиях — дома, в гараже или мастерской — любой ремонт можно сделать более тщательно, применить большое количество инструментов, задействовать сложное оборудование. Но главное — такой ремонт можно по времени делать столько, сколько пожелается. В полевых условиях, в пешем или водном маршруте каждая вещь на счету и переносится только своими силами — шлифмотор с собой не возьмешь. От скорости же ремонтных работ подчас зависит не только комфортность рыбалки, но и безопасность, и здоровье человека или даже группы лиц. Соответственно, минимизация материалов и инструментов крайне важна, как впрочем, и алгоритм действий по устранению повреждения.
Знание — сила!
Очень важно знать, из какого материала изготовлено то или иное изделие, которое было повреждено до такой степени, что стало пропускать воду. Современные материалы, применяемые для производства надувных лодок, голенищ сапог и непромокаемых плащей, обычно имеют тканую или трикотажную (машинной вязки) основу, выполненную из нейлона — полиамидного материала с довольно хорошими прочностными характеристиками.

Армирующая основа ПВХ-материалов — нейлоновая ткань.
Для водонепроницаемости нейлоновую основу покрывают, вернее, сваривают с ПВХ или пропитывают раствором этого полимера в органическом растворителе. Первый способ применяется для лодок и обуви, второй — для палаток, тентов и плащей. Соответственно, в первом случае толщина ПВХ может достигать 0,2–0,45 мм, на голенищах даже 2 мм, а во втором случае — не более десятков микрон. Именно по этой причине порезы и проколы на «шкуре» байдарки и надувной лодке из армированного ПВХ можно и клеить, и сваривать, а палатки и плащи можно только склеивать.
Прорезиненные ткани — а это отечественные надувные лодки Ярославского и Уфимского заводов, а также «вечная» химзащита ОЗК — настолько просто и легко ремонтируются с помощью обычного резинового клея, что устранение протечки не представляет трудностей. Даже для далеких от звания «домашний мастер» граждан зачистить место и саму заплату абразивной шкуркой, обезжирить все это бензином «Калоша», нанести резиновый клей и потом, по высыханию клея, прижать склейку рукой или камнем не покажется архисложным. Примерно такой же алгоритм действий и при ремонте ПВХ, но там есть свои «маленькие хитрости».
Об особенностях склейки