
Этот случай произошел летом, когда я закончил седьмой класс. В субботу мы с отцом поехали отдохнуть с удочками на берег реки в район поселка Средняя Ахтуба. Приехали. Перешли через мост на пойменный берег и расположились на пляже, где уже загорали и рыбачили довольно много людей.
Я взял удочку, червей и отправился к месту, где уже стояли двое удильщиков. Подойдя, увидел чудесный перекат. Возле него плавали стаи мальков, которых периодически гоняли окуни, судачки, а то и жерех наведывался… Рыболовы, увидев меня, попросили дать немного червей. Сами удильщики пытались ловить на кузнечиков, и небезуспешно — уже вытащили пару неплохих
чехоней. Впрочем, забрав червей, рыболовы тут же ушли на другую точку.
Я взялся за свою снасть. Течение было сильное, пришлось отрегулировать глубину спуска, дабы крючок за дно не цеплялся, и приспособиться подавать оснастку так, чтобы леска огибала перекат, плывя по течению как можно дальше от меня. Забрасывал перед перекатом, за перекатом, вытаскивал и снова перезабрасывал… Так прошло минут десять. Вдруг поплавок нырнул резко и глубоко в середине переката. Я подсек. Удилище согнулось, потом выпрямилось, и из воды прямо на меня вылетела
ярко-серебряная, с большими пурпурными плавниками рыбина величиной с добрую океанскую сельдь. На берегу мой трофей сорвался и, теряя чешую, бешено запрыгал к воде. Я поймал его руками возле самой кромки.
Для рыбы я приспособил крепкий кукан и, когда начал надевать на него рыбу, увидел
что-то необыкновенное… Рот у рыбы был практически на животе, как у акулы! Разбираться было некогда — хотелось скорее закинуть удочку еще раз! Азарт не подвел, в следующие минуты я вытащил еще две такие же рыбины, они точно так же срывались на берегу, и их приходилось долавливать руками, причем каждая следующая была крупнее предыдущей.
Как-то незаметно собрались люди поглазеть на мою удачу. Никто таких рыб раньше не видел. Все гадали, что же такое я поймал? Наконец подошел
какой-то пожилой мужчина, внимательно посмотрел и изрек: «Ну, паря! Повезло тебе. Это рыба не местная. Гости залетные… Из Дона.
Подусты это. Видать, по
Волго-Донскому каналу сюда приплыли. Они течение и перекаты любят, ходят стайками и клюют также. Ты, видать, всю стайку и вытащил».
Подусты были не очень широки, но весьма округлы, жирны, тяжелые такие брусочки. Уха из них получилась наваристая. Больше подусты мне никогда не попадались.