Реклама
Проверенная снасть
Реклама
Свежий номер
Рыбачьте с нами №7 (июль) 2017
В этом номере:
  • Древний маскинонг и новые технологии
  • Игра в спиннинг
Смотреть дальше
Реклама
Комментарии
Макчон
Неплохой комплект средней ценовой категории. Большую часть описанных воблеров имею в своих коробках, ловят если не превосходно, то в определенных условиях вполне достойно. Не сложилось только с Duo Gr
Александр Мороз
Читал Вашу статью и чуть не пустил слезу! Всего пару дней назад испытали тоже самое, такое ощущение что писали с моих слов! Также понадеялись на клев в районе "бабок", а в итоге уехали с неб
Водяной
Спасибо, Евгений! Я очень рад увидеть тебя вновь.Это полноводное лето подсказало ещё один нетипичный хариусовый стол - ушедшие на глубину перекаты. Сверху вроде тишь и гладь, а хариус живёт и здравств
Реклама



Филумения с видом на рыбалку

Просмотров: 2903
Филумения с видом на рыбалкуДовольно распространенным в мире является коллекционирование спичечных этикеток и в меньшей мере коробков, которое именуется филуменистикой. Среди бесчисленного количества подобных шедевров имеются те, которые охватывают рыболовную тематику.

Термин «филумения» произошел от греческого «phileo» — люблю и латинского «lumen» — огонь или свет. Его придумала британская коллекционерка Марджори Эванс в мае 1943 года. Широкий размах собирательство спичечных этикеток приобрело в 1826–1827 годах в связи с массовым производством чиркающих спичек, изобретенных англичанином Джоном Уолкером. Что касается России, то в ней увлечение коллекционированием спичечных этикеток зародилось еще до начала выпуска отечественных спичек. Этикетки «въезжали» в страну вместе с русскими путешественниками и изначально считались своеобразными редкими сувенирами. Постепенно, к концу Первой мировой войны, появились обладатели внушительных по тем временам собраний подобных этикеток. Но затем интерес к этому виду увлечений угас, ибо на него навесили клеймо «буржуазного предрассудка». Однако время взяло свое, и после 30-х годов прошлого века филумения снова вошла в моду, причем оказалась столь популярной, что в середине XX века ее относили к числу шести официально разрешенных видов коллекционирования. На 60-80-годы пришелся настоящий расцвет филуменистики, когда известная балабановская спичечная фабрика стала выпускать специальные наборы для филуменистов по сто обычных этикеток и комплекты сувенирных этикеток. А вскоре за ними подобные выпуски наладили прибалтийские фабрики. В 90-е годы увлечение филуменистикой пошло на спад. И лишь спустя десять лет начался новый виток развития этого вида коллекционирования, обусловленный расцветом интернета, сделавшего доступным собирательство даже на удаленном доступе. Сюжеты спичечных этикеток охватывают едва ли не все сферы жизни человека, поэтому неудивительно, что рыболовный мир на них представлен довольно широко и ярко. Так что есть повод узнать об этом подробнее.

Клевый юмор
Общеизвестно, что рыбалка — это не только и не столько добыча рыбы, сколько общение с природой, новые открытия, нештатные ситуации, шутки-прибаутки, фантазии, смех. Поэтому закономерно, что тема юмора на рыбалке просто не могла быть обойдена стороной. Не забыли ее и при разработке дизайна спичечных этикеток. В советские годы художники-карикатуристы мастерски передавали дух рыбалки, мировоззрение людей, которые одержимы этим хобби.


Причем иной раз попутно объединяли рыболовные сюжеты с охотничьими, памятуя о том, что приверженцы древнейших увлечений мазаны одним миром.


Такие этикетки было приятно рассматривать не только людям с удочками и ружьями, но и тем, кто от них далек. Юмор есть юмор.

Вот два набора сувенирных спичечных этикеток периода 1962–1966 годов балабановской фабрики, в одном из которых «картинки» объединены «юморной» темой и имеют название «Рыболов-спортсмен». Набор состоит из гросс-этикетки, что в переводе с немецкого означает «крупная» или «большая», этикетки поменьше и шестнадцати обычных.



Любопытно, что выпущено было два набора «Рыболов-спортсмен», которые несколько отличаются друг от друга. Темы сюжетов на них одинаковые, однако выполнены разными художниками и потому представлены по-разному.


Кроме того, производители одного из наборов покрыли этикетки поверху лаком. Видимо, для большей сохранности своих шедевров. Ну, а второй сувенирный набор «веселым» был только наполовину.


На восьми из шестнадцати обычных этикеток были изображены рыбы наших водоемов (сом, тюлька, лещ, щука, язь, линь, карась, ерш). Причем если все рыбы как рыбы, то ерш совсем не похож на ерша. Скорее берш. Зная, насколько точно художники тех лет рисовали прообразы, это удивляет и заставляет задуматься, а вдруг в то время ерши были вот такими гигантскими? Ну, а остальные сюжеты на этикетках содержат тонкий юмор.

Потерянные во времени
В советские годы выпускались не только непосредственно спичечные этикетки с рыболовной тематикой, но и повседневная «пламенная» продукция с аналогичными сюжетами. К примеру, в 1961 году пинский комбинат (в Беларуси) выпускал спички с этикеткой, на которой изображен водоем, карась и надпись «Охраняйте водоемы».


Скорее всего, в те годы на прилавках был широкий спектр коробков с рыболовной тематикой, однако сегодня воскресить их проблематично из-за воспламеняющегося профиля продукции. Впрочем, иногда удается сталкиваться с настоящими реликвиями. Не так давно один знакомый разбирал завал на чердаке доставшегося ему по наследству дома и обнаружил традиционный для людей, переживших войну, неприкосновенный запас. В него входили соль, спички и мыло. Разглядывая спички 1966 года выпуска, он увидел на них этикетки с рыболовной темой природоохранной направленности, с юмором, а также просто напоминающие о существовании такого всенародного праздника, как День рыбака.


Причем спички оказались очень качественные. Они не ломались при чирканье о грани коробка, легко воспламенялись благодаря обильно нанесенной сере. Да и сами коробки были не картонные, как ныне, а фанерные. Что касается наших дней, то массовый выпуск спичечных этикеток, на которых просматривается тема рыбной ловли, для поступающих в продажу коробков свернут. Лишь изредка можно обнаружить подобную вещь. К примеру, вот на этом коробке с не боящимися воды спичками изображен шуточный рыболовный сюжет с надписью «Удачной рыбалки».


Это печально, ибо темы сохранения рыбных запасов, браконьерства, загрязнения водоемов и т. п. не менее, а может, даже более актуальны, чем ранее. Поэтому отказ от апробированной временем, доходчивой и одновременно эстетичной формы правовой пропаганды в сфере рыболовства попросту неразумен. Плюс к этому стоит добавить упущенные рекламные возможности. И речь здесь не только о начертанных на этикетках названиях фабрик-производителей. К примеру, полвека назад прекрасный рекламный ход сделала ПО «Блесна». Ассортимент ее продукции появился на этикетках, украсивших спичечные коробки фабрики «Пролетарское знамя» г. Чудово в Новгородской области.


Это блесны, леска, зимнее удилище. Аналогичный вариант позиционирования своих возможностей продемонстрировал Посылторг, уведомивший через надписи на спичечных коробках о том, что высылает рыболовные товары почтой. Учитывая, что этикетки, рекламирующие Посылторг, размещались на спичечных коробках разных фабрик, несложно предположить масштабность подобной рекламы.


Почему сегодня о подобном варианте производители забыли, остается загадкой. Тратятся огромные деньги на телерекламу, а малозатратный и вместе с тем эффективный маркетинговый ход забыт. Благодаря спичечным этикеткам можно почерпнуть и иную любопытную информацию. В частности, о количестве спичек в коробках. При единой в советские годы цене одна копейка за коробок количество спичек очень разнилось. В коробки конца 50-х годов их клали по 50 штук в одну емкость. В середине 70-х — по 60 штук, а в начале 80-х — по 75 штук. Однако такая тенденция была не повсеместной. Разные производители спичек поступали по-разному. Видимо, борьба как за сбыт продукции, так и экономию, в те годы тоже была нешуточной.

С заботой о природе
Действительно, в бытность СССР спичечные этикетки выполняли сразу несколько важнейших функций — эстетического оформления нужной всем и каждому продукции, рекламного характера и профилактики. Причем это касалось абсолютно всех сфер жизнедеятельности человека, включая его извечные увлечения — рыбалку и охоту. Возьмем, к примеру, серию этикеток ленинградской фабрики «Пролетарское знамя», выпущенных в 60-е годы прошлого века.


На стилизованных трехцветных спичечных этикетках содержатся призывы к потребителю, актуальные по сей день, — «Охраняйте нерестующую рыбу», «Зарыбляйте водоемы», «Расчищайте водоемы», «Не захламляйте берега», «Боритесь с браконьерами», «Поймал молодь — выпусти ее», «Очищайте водоемы от топляка», «У плотины лов рыбы запрещен», «Перегораживать реки запрещается», «Вырубка леса на берегах рек запрещается». Фактически вот таким нестандартным способом этикетки доносили до людей правовые постулаты в сфере рыболовства и природопользования в целом. Удивительно, что в наши дни об адаптированном временем варианте подачи действительно нужной и важной информации, глубоко проникающей в сознание людей, позабыли. А ведь она результативнее любой иной рекламы будет, да и доходчивее.



Вообще больше всего подобных спичечных этикеток выпускалось именно в 60-е годы. Это неспроста. В послевоенной стране требовалось навести порядок, сохранить природное достояние, и власти этим были серьезно озабочены. К тому же и Хрущев, и сменивший его Брежнев сами увлекались и охотой и рыбалкой, поэтому обозначенные проблемы знали не понаслышке. Массовый выпуск оригинальных красочных спичечных этикеток с тематикой рыбной ловли продолжался примерно до начала 70-х годов. Соответственно они представлены сегодня у коллекционеров наиболее широко. Самые первые «картинки» датируются 1958 годом. Это серия из трех этикеток спичечной фабрики г. Туринска Свердловской области и из пяти этикеток производителей спичек г. Благовещенска. Обе серии опять же на тему охраны природы.



Что касается зарубежных спичечных этикеток, то в целом при их разработке применяются уже указанные выше темы сохранения природы, видового разнообразия обитателей подводного мира, классический рыболовный юмор.




Однако на некоторых я обнаружил мудрые высказывания, которые поразили. К примеру, на литовских спичечных этикетках под картинками содержатся надписи: «Всегда и везде берите с собой прессу» или «Рыбалка — спорт для всех».


Трогает и художественное исполнение. К примеру, продукции Англии или Швеции.


Для души
Филумения не относится к числу очень затратных хобби. Цены на этикетки фактически копеечные. Хотя этот вопрос относителен. Ведь то, что сегодня является дешевкой, завтра может стоить немалых денег. Есть этикетки, стоимость которых за последнее десятилетие перешагнула десятидолларовую и более ценовую черту. Так что коллекционирование тоже может оказаться выгодным делом с точки зрения вложения средств. Но это, конечно, не главное. Суть коллекционирования именно в собирательстве того, что мило сердцу, радует душу, дарит праздник каждый день и делает счастливым. А учитывая, что благодаря коллекционированию рыбалка может окружать даже дома, коллекционеры-филуменисты рыболовного крыла просто обречены на счастье.
Читайте также
Если вы оказались в зоне дыма и огня
Чтобы избежать последствий пожара, нужно соблюдать ряд правил. О причинах и последствиях пожара чита...
0 1935
Особенности ловли кумжи
Для многих, кто знаком с ловлей морской форели, одно упоминание об этой рыбе вызывает трепет. Раньше...
0 15268
 Кто же там сидит на крючке?
Люди занимаются рыболовством с незапамятных времен — еще с эпохи магического мышления, когда в...
0 2462
Смотрите видео
Существует множество рыбацких узлов. Но у каждого рыболова есть свои предпочтения. Своими секретами делится эксперт журнала «Рыбачьте с нами» Андрей Каштанов
0 5406