
Забегая вперед, скажу, что Сергей сам все организовал и принимал участие во всех наших путешествиях и приключениях (рыбалка, передвижения на снегоходах, путешествия в тундру к оленеводам, организация проживания в чуме, готовка и пр.) и сам напрямую был заинтересован в качестве нашего отдыха, поэтому прошло все на высшем уровне. Теперь по порядку.
Собралось нас пять человек любителей путешествий, охоты, рыбалки и известной степени экстрима. Совместно было принято решение о том, что туда мы едем на поезде Москва — Лабытнанги, а обратно летим на самолете Салехард — Москва. Очень уж хотелось и Уральский хребет пересечь, и ледовую переправу через Обь преодолеть, и многое другое увидеть — романтика дальних дорог жива в каждом из нас. Из предложенных Сергеем вариантов проведения нашего путешествия был выбран самый экстремальный, но и самый интересный, на наш взгляд: с проживанием в настоящем чуме в ямальской тундре и с посещением в последний день стойбища оленеводов, затерянного в нескольких часах езды от нашего пристанища.
Встреча на
Сергей взял с собой своего старого друга — Александра, который, кстати сказать, был и водителем второго снегохода, и помощником во всех наших делах, и просто веселым компаньоном нашей дружной братии.
Дорога заняла три часа, и вот

Заранее, еще до нашего приезда, Сергеем заботливо было заготовлено все необходимое для нашего проживания: перед чумом лежали дрова, укрытые от снега ковриком, стояли канистры с бензином для снегоходов, мотобура и генератора. В чуме были припасены туристические коврики, спальники, посуда и прочая утварь. Наличие бензогенератора позволило нам иметь свет, что, несомненно, очень удобно, так как даже днем в чуме темно, и напряжение для зарядки фото- и видеоаппаратуры.
Растопили печь, расположились, уже была глубокая ночь, приготовили
Рыбачили мы в тот день на реке в получасе езды на «снежиках» от нашего чума. День был солнечный и безветренный. Лед толщиной 1–1,2 м с трудом поддавался под натиском наших буров. Применение мотобура не всегда оправдано — его использовали только для расстановки жерлиц.
Каждый готовился к этой рыбалке как мог: читал статьи в интернете, закупал блесны, поводки, удочки, каждый в меру своего представления о ямальской щуке. А представляли ее все этаким гигантом, который не
Но этот миф мы быстро развенчали, и вот уже у Жени — одного из моих товарищей — звякнул фрикцион и запела как струна леска. Вскоре на льду кувыркалась пятнистая красавица. Весы показывали 3,5 кг. «Ну, это только начало», — весело и с надеждой загомонили мы, и все уткнулись взглядом в свои лунки, периодически взмахивая удочками. Да, как и полагается в таких случаях, первая щука после взвешивания и короткой фотосессии была отпущена на волю. В этот день ловили все. И так же исправно работали жерлицы. Мы по очереди подбегали к «горящим» флагам, чтобы у каждого были равные шансы побороться с ямальским трофеем. Но самой крупной щукой, пойманной нами в этот день, оказалась красавица массой 4,5 кг, а трофеем всей рыбалки стал экземпляр чуть более 5 кг. Забегая вперед, скажу, что у местных аборигенов, как их там называют националов, рыба была крупнее, и ее явно было больше. Вот вам доказательство того, что рыба там есть, — ловить надо уметь. Видели мы у них трофеи и на 7, и на 10 кг, честно пойманные отвесным блеснением. Они, местные то есть, кстати сказать, не прятались от нас, а ловили прямо тут же, рядом сверля лед. Но где национал вытаскивал пять рыбин, мы — одну. Вот такая арифметика. Да и места они нам не боялись свои сдавать, чувствуя, что мы им не конкуренты в их родных местах.



Хорошие они люди — отзывчивые и гостеприимные. Общались мы с некоторыми: кто в гости к нам в чум заглядывал, кто заворачивал, когда мимо на «Буране» по реке проезжал — узнать, как клюет сегодня. На помощь, случись что в тундре, всегда придут. Но и к себе эти люди требуют уважения, придешь к ним с добром — будешь лучшим другом и гостем в их чуме. Север, однако, без взаимовыручки здесь не прожить.
Очень интересно было, сидя вечером в чуме у потрескивающей огнем печки, слушать рассказы старого
День за днем мы рыбачим в разных местах, уезжая все дальше и дальше от чума в разных направлениях. Рыбалка везде трудовая — а

Очередной день пурга — ветер жуткий, кажется, лечь на него можно, если руки расставить, видимость — ноль. Приезжаем и видим: чум изрядно потрепало, несколько шестов валяется рядом, нюка ослабла (нюка — это

Дальше все уже отлажено: генератор, дрова, печь. Ну вот, уже тепло. Можно раздеться и отдохнуть. Сегодня Сергей угощает нас деликатесами: малосольная нельма, строганина из нельмы, вареная оленина и горячий суп из нее же. Вкуснятина — за уши не оттащишь. Все причмокивают от удовольствия, по кругу идет разведенный водой из реки спирт… За стенами чума бушует полярная метель, а здесь тепло. Опять рыбацкие байки, истории из жизни. Все смеются, у всех хорошо на душе.
Много не пьем. Сегодня еще баня в Ямбуре. Хороший друг Сергея Володя (это на русском, на хантыйском и не выговоришь), любезно согласился нам предоставить ее на вечер. Всем не терпится помыться, попарить косточки, поскоблить себя мочалкой, а после ныряем в снег. Ах, спасибо вам, ребята, за такую баньку! Хо-ро-
В последний день нам удается побывать на стойбище оленеводов. Две семьи, два чума, женщины, дети. Встречает Миша (это опять

У чума глыбы льда — это Миша привез с озера, пешней надолбил. Так они добывают зимой воду.
Пробуем все, что можно попробовать. Времени у нас немного. Путь обратно долгий. Сюда на снегоходах три часа ехали по голой тундре. Володя и Сергей поторапливают. Володя говорит, может пурга начаться. Здесь они все предсказывают погоду точнее любого гидрометцентра. Знания эти из поколения в поколение передаются. Катаемся на нартах, объезжаем стадо, фотографируем. Я пробую кидать тынзян (аркан
Спустя два дня сижу в теплой квартире на мягком диване. На кухне на газу кипит чайник. Дети моются в горячей ванной. Полный холодильник еды. Передо мной на стене карта России. Я смотрю на то место, где как бы глубоким кривым разрезом в материк врезается Обская губа.

Сижу и думаю: может, я туда еще вернусь, ведь
Фотоальбом, посвященный путешествию на Ямал, смотрите здесь.