
Парсента, Парсента, мутные воды несет
Я давно заметил, что часто первое впечатление одновременно и обманчиво, и негативно. Так было со мной во время поездок и в тропики, и на скандинавские речки. Наверное, воображение рисует Так прошло пару часов, не принесших никаких подтверждений наличия рыбы в этом месте. Поменяв несколько раз приманки, ставив поочередно «колебалки» и воблеры, я наконец извлек из коробочки вертушку от Myran, словно джокера в карточной игре, мысленно приговаривая: «Ну рыбы, сейчас я вам покажу». Увы, пока результат оставался прежним. Первый день не принес ничего, что можно было бы принять за «контакт» с рыбой.
Вечером, что называется, за чашкой чая мы бурно обсуждали причину этой неудачи. Утешением было лишь то, что никто из тех, кого довелось повстречать, не удостоился чести поймать хоть

Парсента, Парсента, лососика мне принесет
Второй день начался с хорошего плотного завтрака, кружки горячего какао и непреодолимого желания изловить в этой реке пятнистого разбойника. С этими мыслями я и отправился на берег. На часах 7.30, а пара удачливых рыболовов уже проводят фотосессию с хорошо знакомым мне по многочисленным рыбалкам в Скандинавии балтийским лососем, массой, судя по всему, никак не меньше 12 кг. Сглотнув слюну легкой досады, с мыслями «отчего же не я», но зато убедившись, что рыба здесь Взяв на заметку все, что нужно, я побрел обратно. Примерно на сороковой минуте «полоскания» финского «профессора» моя вера в успех практически пошатнулась. Как это часто бывает, все меняется в одну секунду. Во время плавной проводки по течению, когда приманка находилась на границе струи и береговой «обратки», в руку мощно ударило. В ту же секунду завизжал фрикцион катушки, словно бабуся, у которой только что стащили сумку на рынке, сообщая мне о том, что «некто» смывается, прихватив нашу блесну. Выйдя из ступора, я сделал подсечку, сомнений нет — рыба. Ох как же давно я не испытывал этого чувства. После пары минут стало ясно: трофей не рекордный, главное — не терять самообладания, и все будет в порядке. Использовав струю, мне удалось прижать рыбу к своему берегу и подвести ближе. Вода хоть и мутноватая, но благодаря поляризационным очкам я быстро понял многое. Сперва, что на мою блесенку польстился совсем не крупный зверь, и едва ли его можно назвать лососем. Хотя, по правде сказать, и к родственникам пятнистого короля этот вид также не имел никакого отношения — самая типичная «пайк». Знакомая, пожалуй, всем рыболовам. Хотя в России она куда известнее благодаря народной сказке про бездельника Емелю — щука не более 4 кг. Процесс, конечно, был завершен благополучно, но не для представительницы фауны. Береговое взвешивание показало 3,7 кг. Судьбу ее взялся решать гид, оставивший рыбу на вечернюю
До обеда мне так и не удалось удостоиться поимки
После обеда «подбор отмычки» продолжился. Поменяв, наверное, добрую половину из имеющихся в наличие приманок, коллекции которой мог бы, пожалуй, позавидовать небольшой рыболовный магазинчик, я поставил некрупный воблерок польской же фирмы Salmo, в надежде, что, может, он сможет договориться с рыбой на одном языке. Четвертый же заброс дал ответ. Мощная поклевка, резкий рывок метров на 5–7 и… В большой семье не зевай. Рыба ушла под берег, оборвав леску о прибрежные корни или другой мусор. Что ж, попробуем еще разок. Ставлю другой, расцветки «огненный тигр». Бессмысленно, конечно, кидать в ту же точку. Рука скорее на автомате отправила приманку в то место, где после небольшого плеса река сужается, усиливаясь в течении. Несмотря на довольно сильный поток и мощный спиннинг игра приманки чувствуется хорошо. Один оборот, другой, третий… опа! Вот оно. «Палка» согнулась в дугу, рывка на этот раз не последовало. Делаю подсечку… Но ничего не происходит, приманка замерла на месте. Напряжение от утерянной добычи дало сбой, приняв за поклевку зацеп. Сетуя на судьбу, я двинулся выше по течению с твердым намерением высвободить своего добытчика из подводных дебрей. Не успел я сделать и двух шагов, как фрикцион взревел, и леска, уходя своим концом в воду, стремительно переместилась ниже по течению. Что происходит? Это уже напоминает заговор. Новая подсечка — соперник, похоже, оставил без внимания мои подергивания. Ладно, придется побегать. Такие ситуации случались достаточно часто, поклевка крупной рыбы заставляет рыболова совершать стремительные рывки за своим счастьем. Особенно остро я ощутил это во время своих семужьих изысканий на топовых реках Кольского полуострова. Хорошо еще берег чистый. Спустившись ниже метров на тридцать, рыба встала; вот теперь и повоюем. Первые минут пять чувство было такое, будто опять зацеп. Но я просто не хотел в это верить, затем новый рывок, но на этот раз
Минут тридцать продолжались эти игры в перетягивание тонюсенькой лески. Наконец соперник начал сдаваться. Выбрав метров десять лески, он поднялся на поверхность. Сомнений теперь не осталось — лосось, и очень крупный. Да что там говорить, просто огромный! Метр, еще один, третий. Подоспел гид, держа в руках издевательски большой подсачек, в который мог бы без особых проблем поместиться и автор этих строк. Фонтан брызг у берега, сил у рыбы совсем не осталось. Молниеносное движение подсачком заставило меня усомниться в происхождении Анджея, уж очень это походило на рыбалку

To be continued…
Знаю по себе и не раз замечал у других, что настроение на рыбалке можно разделить на две категории. В первом случае независимо от результата нам хочется ловить больше и больше. Второй случай, когда после поимки трофея интерес к дальнейшей ловле пропадает. В этот раз вышло по второму сценарию. В то время, когда мои напарники и несколько рыболовов из других мест полоскали свои приманки, я все больше мирно прогуливался по берегу, экспериментировал с приманками и проводкой. Результат, впрочем, не заставил себя ждать. Во второй день мне довелось побороться с тремя кумжами массой 3; 4,5 и 8 кг. Последнюю можно полноценно отнести к категории трофеев, что подтверждает и двадцатиминутное вываживание. Из моих напарников особо отличился Кирилл. Этот истребитель лососей изловил шесть кумжей массой от 4 до 9,5 кг и двух лососей: «малька» 6 кг и «мамку» 12 кг. Валера так и остался верен своим форелям, натягав их в итоге десятка три, дважды ему довелось подержать крупную рыбу, но «лайтовая» снасть давала сбой. В итоге в обоих случаях обрывы.
Подведем итоги
Подводя в целом положительные итоги, мы долго обсуждали столь невыразительное начало, пытаясь отыскать причину и в себе, и в окружающей природе. Что характерно, погода существенно не менялась, да и мы тактику принципиально не меняли. Анализируя все поклевки, пришли к выводу, что рыба наилучшим образом реагирует на приманки среднего размера (длиной 5–10 см) с проводкой в нижней трети толщи воды и минимальной скоростью движения по течению. Практически все поклевки происходили на границе основной струи и прибрежного замедления. Облов участков с наименьшим течением результатов не дал. Практически все лососи пойманы близ плесов или непосредственно на них. Кумжа соблазнялась приманками в местах с более быстрым течением.
Цвета приманок использовались самые разные.
Словом, как бы там ни было, поездка получилась и веселой, и удачной, и результативной, а главное — весьма познавательной. Познакомившись с бытом и культурой Польши, договорились о неизбежности новой встречи, но на этот раз с посещением южной части страны, а точнее, горного района и реки Дунаец, славящейся изобилием форели и хариуса, но главное — обитающим в ней тайменем, точнее, его европейской формой.
Но это совсем другая история. Путь домой был легок и беспечен, известным маршрутом мы вернулись обратно. Поездка прошла удивительно комфортно, без неожиданностей, которые частенько случаются. Да и материальная часть оказалась вполне удовлетворительной по сравнении с той же Швецией. За четыре дня вполне комфортного проживания, дорогу, питание, лицензии, оплату услуг гида (ими мы пользовались лишь первый день) и прочее каждый выложил около 1000 евро.
Ну, а впереди еще немало путешествий в таежные края и урбанистические районы за настоящими трофеями и множеством впечатлений.