
В одну из погожих суббот января вместе с приятелем Виктором мы отправились на ловлю зимней кефали в самую удобную для рыбалки севастопольскую бухту на Черном море — Балаклавскую. Вписавшись природным зигзагом в скалистый берег, она практически в любое время года надежно защищена от морской стихии.
Для несведущих поясню. Бухта и расположившийся на ее берегах популярный крымский курорт входят в состав города-героя , хотя и территориально отделены от остального Севастополя природным пространством в несколько километров. По одной из версий название «Балаклава» происходит из турецкого языка и переводится не иначе как «рыбный мешок»!
Бухта имеет небольшие размеры: ее длина 1500 м, а максимальная ширина 425 м. Глубина колеблется на разных участках от 5 до 36 м. Такой разнообразный рельеф дна, очевидно, способствует хорошей кормовой базе для зимующей здесь кефали в виде обильно растущих водорослей, грунта, детрита и мелких донных организмов.
Прибыв на машине к главной набережной Балаклавы — набережной Назукина — еще затемно и поджидая пригласивших нас
С воды, в лучах восходящего солнца, открывалась живописная картина.

Время от времени рыболовы мерно работали достаточно длинными удилищами с безынерционными катушками, оснащенными большими, как правило, сигарообразными скользящими поплавками, поднимая из воды одну, а то и пару серебристых рыб, иногда увесистых чуларок, но в основном полуштрафных «ларичек». Так обзывают здесь сингиля (наиболее распространенный вид аборигенной формы черноморских кефалей у берегов Крыма).

Поясню также, что разнообразные местные наименования, по сути, одного и того же вида кефали, например популярного сингиля, связаны в первую очередь не с ихтиологическими отличиями представителей семейства кефалевых (Mugilidae), а банально с величиной и размером пойманных рыб. И придумали эти прозвища сами рыболовы достаточно давно. Причем об истории и этимологии подобных названий в различных регионах Причерноморья, в том числе в Крыму, (журавка, кубжон (кубжён), лобань, кобыла, шкребетуха, лобанчук, сарьянак и другие) впору писать целую книгу.
Самую маленькую кефальку до 17 см у нас называют «камиткой», затем идет рыбка чуть побольше, до 20 см, — «ларичка» или «ларич». Как правильный рыболов, советую оставлять в садке только идущую следом по ранжиру после перечисленных выше штрафных маломерок «чулару», которую можно брать на законных основаниях, так как она достигает разрешенного рыбоохраной размера 22–24 см.
Однако вернемся к самой рыбалке…
В акватории бухты, которую буквально заполонили суда и суденышки с рыболовными компаниями (от прогулочных катеров до надувных лодочек), порой кипели страсти.

Косяки кефали, меняя дислокацию, ходили где-то в глубине в поисках вожделенного корма, что не могло не сказываться на клеве. Самые нетерпеливые, оснащенные эхолотами, пытались за ними гоняться: начиналась неизбежная катавасия с подъемом якорей, срочным выбиранием снастей и взаимными обвинениями некоторых «капитанов» в нарушении установленных договоренностей…
Замечу, что выбраться в Балаклавскую бухту на ялике, баркасе и даже на комфортабельном прогулочном катере с эхолотом и прочими удобствами доступно каждому. Были бы деньги. Так, цена вопроса у местных лодочников за место от 300 рублей и выше (в зависимости от числа рыболовов и общего времени ловли), далеко не каждому «капитану» удается набрать на борт полную команду.
Хочу обратить внимание и на главную составляющую зимней кефалевой рыбалки в севастопольских бухтах, причем как с берега, так и с воды. Обязательно наличие (причем в достаточном количестве) лучшей наживки для этой рыбы — морского лиманного червя, нереиса.

Добыть его, в принципе, можно и самому, к примеру, часами копаясь в иле Карантинной бухты, но дело это непростое и муторное. Удобнее и легче нереиса купить. Однако цена за мохнатого червячка кусается: в среднем 5 рублей за штуку! К слову, нам с Виктором хватило на этой рыбалке двух порций (по 50 штук), заблаговременно приобретенных в одном из симферопольских рыболовных магазинов по цене 250 рублей за каждую. Реально купить эту наживку и на месте, в Севастополе и Балаклаве, но здесь цена вопроса еще выше!
С определенным успехом можно использовать на зимней кефалевой рыбалке в Севастополе и банального, более доступного и дешевого мотыля. Однако эта миниатюрная насадка, во-первых , требует более мелких крючков, что в свою очередь провоцирует поимку небольших, как уже писал, «штрафных» экземпляров рыбы. А во-вторых , разборчивая кефаль далеко не всегда хватает красную пресноводную личинку так же решительно, как привычного морского нереиса.
Снасти же для зимней ловли кефали в севастопольских бухтах отработаны временем и разнятся разве что ценой и деталями. Как уже отмечал выше, подавляющее большинство местных рыболовов ловят (как с берега, так и с лодки) кефаль поплавочными болонскими удочками. Это может быть удилище разной ценовой категории и качества длиной до 7 м с кольцами, желательно с гибким кончиком, оснащенное основной леской диаметром до 0,3 мм и больше, ярко окрашенным скользящим поплавком сигарообразной формы длиной до 10 см и грузоподъемностью 30–40 г. Движение поплавка по леске ограничивают два резиновых стопора с каждой стороны. Венчает основную леску вертлюжок с карабином, через который крепится так называемая ставка из более тонкой лески толщиной 0,18 мм, оснащенная двумя крючками не более № № 5–6 и соответствующим по массе скользящим грузиком.


Подобная, на первый взгляд, не очень изящная конструкция позволяет при необходимости не только доставлять приманку для рыбы на достаточно приличное расстояние до 15–20 м, но и оперативно варьировать глубину подачи приманки. Интересно, что при уверенной поклевке кефали на подъем даже такой немаленький поплавок буквально выскакивает из воды!
С лодки и катера, которые в поисках рыбы не стоят на месте и постоянно перемещаются по акватории бухты, можно с успехом удить зимнюю кефаль с той же оснасткой, но без поплавка. Тем более, что при рыбалке на воде не требуется забрасывать снасть далеко.
Я, к примеру, уже не раз использовал на такой рыбалке как матчевое (длиной 3,60 м), так и фидерное (длиной 3,30 м) удилища с соответствующими катушками, определяя поклевку по гибкому изогнутому кончику. Чаще всего он выпрямлялся, подавая незамедлительный сигнал к подсечке; порой голодная кефаль, схватив лакомую приманку, устремлялась в глубину и давала о себе знать мощным ударом по леске.
Еще дальше пошел мой севастопольский приятель Виталик, приспособивший для ловли кефали на небольшой глубине (до 7 м) чуткую маховую «шестиметровку» без катушки.

Кстати, при ловле крымской кефали зимой вовсе не обязательно оснащать цевье крючков оснастки маленькими поплавочками зеленого цвета, как летом. В Балаклавской бухте мы успешно ловили и на «голые» белые крючки, правда, привязанные к ставке на весьма коротких (до 2 см) поводках.

Получив истинное удовольствие от азартной кефалевой рыбалки в Балаклаве с воды, в следующий раз решил попробовать половить зимнюю кефаль с берега в другой бухте Севастополя — Южной, расположенной в самом центре города-героя . Тем более, что один из соседей похвастался, что недавно привез оттуда около 6 кг пойманной рыбы!
Вместе с
Одна остановка, и по ступенькам спешим вниз, к бетонному пирсу в Южной бухте, где обнаружилась свободная площадка метров 70–90 в длину, обрамленная с двух сторон пришвартовавшимися судами.

Несмотря на раннее утро, здесь уже, как говорится, яблоку негде упасть. С трудом находим места, чтобы вклиниться в общую шеренгу, как правило, местных рыболовов. Снасти у подавляющего большинства коллег по увлечению такие же, как я описывал выше. Болонские и спиннинговые удилища различной длины, большие скользящие поплавки на основной леске диаметром до 0,3 мм и так называемые ставки из более тонкой лески с двумя-тремя крючками с длинным цевьем.

Я использовал проверенное фидерное удилище с жесткой вершинкой (длиной 3,30 м) и оснастку с сигарообразным скользящим поплавком (массой 30 г), грузиком-«оливкой» и двумя крючками (№ 5) красного цвета.
Насадка — дорогущий лиманный червь нереис и бюджетный мотыль. Кефаль и, в большинстве своем, кефалька,
Большие косяки зимующей в Южной бухте кефали крутились прямо около пирса. Вода была прозрачной, и все свои потенциальные трофеи я наблюдал сразу, несмотря на 6-метровую глубину.
Поплавок то дрожал, то притапливался, иногда даже нырял в глубину, а зачастую просто вылетал из воды — подсечка и рыбка на крючке.
Серебристые сингили, заглотив наживку, несмотря на относительно небольшой размер, бойко крутились на леске и добавляли азарта рыбалке. Несколько раз даже удалось поднять из воды увесистые дуплеты!
Серебристые сингили, заглотив наживку, несмотря на относительно небольшой размер, бойко крутились на леске и добавляли азарта рыбалке. Несколько раз даже удалось поднять из воды увесистые дуплеты!

О нежном неповторимом вкусе свежепойманной жареной кефали рассказывать не буду — ее надо пробовать! Скажу лишь, что при более тщательной поздней дегустации рыба, пойманная в густо «населенной» гражданскими судами и военными кораблями Южной бухте, все-таки попахивала соляркой… Увы, очевидно, таковы издержки рыбалки и в других севастопольских бухтах, расположенных непосредственно в черте города: Стрелецкой, Казачьей, Омега, Камышовой и других. В этом плане советую тем, кто захочет половить кефаль в городе-герое нынешней зимой, не экономить на транспортных расходах и времени, а сразу отправляться в отдаленную Балаклаву, где экология явно получше!