Подписка

Свежий номер
Рыбачьте с нами №7 (июль) 2017
В этом номере:
  • Древний маскинонг и новые технологии
  • Игра в спиннинг
Смотреть дальше
Владимир Дедов
Спасибо автору. Хорошая работа, обобщение богатого рыбацкого опыта. Возможно я пропустил в тексте, но если нет, дополню список насадок из личного опыта - это крупный червь, катыш из плавленного сыра с
O2xygeN
Пересмотрел свои взгляды на расположение монтажей под водой на течении и сделал вывод, что пункт 2 из моего комментария выше - неверный, но вот от пункта 1 отказываться не буду.
Вижу, что статья опубликована аж в 2014 году, но хочу поспорить с автором (т.к. статья может попадаться и другим людям). На рис. 1, 2, 3, 4, представлены формы лежащих оснасток на дне под течением. Сч

Камский судак

Просмотров: 1648

Впереди в темноте угольками горели фары идущей по трассе машины. Я уезжал с базы «Три берега» на вокзал. Четыре дня пролетели как один миг. Сюда попал я случайно. Рассказал мне о базе знакомый. Он только что тут побывал, ловил судака. Короткие ежедневные отчёты товарища я читал в одной из соцсетей.

Как это иногда бывает, вдруг разом навалилась куча неприятностей. Друзья советовали сходить в кино или театр, уехать куда-нибудь. Но я-то точно знал, что меня лечит, вышибает весь негатив. Рыбалка. Она так быстро и качественно очищает голову, как никакое другое увлечение. Лучшее в мире лекарство! До этого момента я никак не мог решиться поехать один. Звал, как обычно, друзей, но один попал в больницу, второго не отпустили с работы, а третий вообще ремонт шестого этажа затеял у себя в офисе. В тот вечер я ещё не знал, поеду или нет, а руки уже сами достали раттлины и блёсны и стали отбирать их в коробку. Со временем выработалась правило для каждого водоёма иметь отдельную коробку со снастями. Так, у меня появились «Финляндия», «Германия», «Норвегия», «Кипр», «Куба», «Сибирь», «Астрахань, дельта», «Варзуга», «Иваньковское водохранилище» и т. д. Видимо, также будет и для зимней рыбалки.

О месте, куда я собирался поехать, знал пока мало из коротких рассказов только что побывавших там друзей: глубина до 30 м, ловят на 17-23 м, течение. Никогда ещё не рыбачил при таких условиях, поэтому надо было хорошо подумать и подобрать снасти потяжелее. Увлёкся я охотой за зимним судаком тринадцать лет назад, когда жил в Финляндии. Морской залив в 40 км от Хельсинки так и назывался судачим. Глубина в том месте, где водился «клыкастый», была всего 4-5 м. Ловил там много — до 30 штук в день. Но это отдельная история. Короче, взял я Swedish Pimple, любимую блесну ещё по Финляндии, и кучу раттлинов. У меня их большая коллекция (не меньше 50). Выбрал, как мне казалось, самые удачные. Любой рыболов знает, что наберёшь блёсен или воблеров тонну, а сработает один-два от силы. Кстати, забегая вперёд, скажу: в этот раз получилось тоже самое.

Собрать сумку было делом пятнадцати минут. Коробки с раттлинами, блёснами и балансирами тоже готовы. Билет заказал и купил быстро, без каких-либо проблем. Поезда, как выяснилось, отличные; обслуживание в них тоже.

Позвонил на базу и через два дня оказался на ней. Транспортировался в мир любимого увлечения, можно сказать, мгновенно. На базе фактически никого не было. Егерь Артём выше всех похвал. Такого внимательного отношения к себе я раньше не встречал. Прямо с поезда, переодевшись и взяв все необходимые снасти, мы погрузились в санки, переделанные из лодок-«казанок» и прицепленные к снегоходу, выехали на лёд.

Артём, который ради своего увлечения оставил город, перебрался сюда несколько лет назад. За это время он, как говорит, изучил джиговой головкой дно лучше эхолота: где какой пенёк, канавка и свал в русло. Поэтому мой егерь прекрасно знает, в каких местах и как именно стоит рыба летом и зимой. Эти точки совсем не совпадают. Под руководством опытного рыболова добрался до первого места ловли быстро.

Тут следует сказать два слова о том, что это за место. Здесь река Кама впадает в Волгу и образует большое водохранилище. Когда-то давно тут протекала сама Кама, были и озёра по её берегам. Но после того как построили Куйбышевскую плотину, место было затоплено и образовалось водохранилище, по дну которого проходят многочисленные канавки, озерки и сами русла рек Камы и Волги. Всё это очень привлекательно для судака и расплодившегося позже берша. Судак прибрал себе русла, берш оккупировал канавки.

Мы начали с русла, то есть открыли охоту на судака. Надо отметить, что вторая половина января не лучшее время для его поимки. Но меня почему-то именно такая рыбалка тянет больше всего: найти, обхитрить, добиться (независимо от обстоятельств) результата. Сверлю первую лунку. Включаю эхолот «Практик». Глубина 17,5 м. Да, так я ещё не ловил. Опускаю раттлин: один, другой. Их все сносит течением. Я ничего не вижу. Что делать? Вспоминаю, что у меня где-то были припасены тяжёлые балансиры. Достаю модель раскраски попугая массой 30 г. Раттлин уходит в чёрную бездну лунки. Отлично, «Практик» его засёк. Начинаю игру. Через секунд тридцать появилась полоска у дна. Подошёл! Реагирует слабо. Для неактивного судака у меня есть пара тройка известных приёмов: плавный подъём и опускание без сброса, а затем две «ступеньки» с паузами. Сработало! На второй ступеньке нервы у судака сдают. Есть поклёвка: не сильная, но всё же. Вытаскиваю. На полкило, не больше. Таким макаром беру трёх штук. Артём удивлён. У него всего один. На этом моя удача заканчивается: время подошло к обеду, поклёвки хотя и были, но совсем слабые. Решили перемещаться на точки обитания берша. Он клюёт без перерыва на обед. Выручает рыболовов.

«Практик 6 про». Режим «Про». Экран разделён на две части. В левой показана история действий в текущем времени. Справа — увеличение, заданное рыболовом от 1 до 3 м ото дна. Рыба и блесна изображаются чертами. Чем шире черта, тем крупнее рыба. На данной фотографии видим, что у дна стоят две рыбы. Блесна незаметна, так как она совмещена с полоской рыбы. Судак не реагирует.

«Практик 6 про». Режим «Про». Полоска, поднимающаяся вверх, — это движение судака к блесне. В правой части — увеличение у дна. Если вы видите такой резкий подъём рыбы, ждите поклёвки: судак атакует блесну.

«Практик 6 про». Режим «Про». Квадрат у дна — это поднявшаяся рыба. Слева она уже оформилась в полоску. При неактивном поведении берша фактически не видно, он сливается с горизонтом дна. Поэтому следует опускать за линию дна блесну, постепенно поднимая её над линией дна. Часто берш не выдерживает и тоже поднимается за приманкой.

Честно говоря, ловле берша надо посвятить отдельную статью. Много в ней будет смешных и курьёзных случаев. Например, «азбука Морзе» от берша. Кто-нибудь из вас слышал про такое? Когда берш перестаёт клевать, он не отходит в сторону, а играя с вами, берёт очень нежно. Этот хищник буквально вкладывает в рот тройник с тюлькой (а ловить берша легче всего, насаживая на тройник блесны тюльку) и посасывает её, не двигаясь. Без кивка на кончике удочки вы этого даже не заметите. Так вот, клёв прекращается, вы втыкаете обратным концом удочку у лунки и ударяете пальцем по кивку дважды. С того конца берш также дважды дёргает за блесну. Все, кто за этим наблюдают, валятся от смеха. И так может продолжаться довольно долго.

У меня подобного опыта охоты на берша здесь не было. Выше по течению Волги ловил этого хищника так же, как и судака. Новый водоём — новые приманки, новая игра. В этом прелесть рыбалки: учиться можно бесконечно. На Куйбышевском водохранилище соблазняют берша блёснами Little Cleo цвета «мухомор». Через несколько дней, когда уже вступило в силу глухозимье, видел, как татарские рыболовы такой блесной налавливали берша мешками.

А в тот, первый день я пролетел. Не было ни такой блесны, ни опыта, как некоторые друзья говорят, ловли на «мясо». Ильдар, владелец базы, подьехав к нам в обед, показал класс. Он один за одним вытаскивал приличных бершей. Меня брала зависть, но всё было впереди. Я знал, что через какое-то время добьюсь таких же результатов. Первый день рыбалки подходил к концу. Смеркалось. Посетив ещё пару точек и убедившись, что клёв затих, поехали на базу.

На следующий день Артём повёз меня на «пупок». В том месте от русла Волги отходит канавка глубиной 10 м. Сюда на глубину 4 м утром и вечером выскакивает зимой судак, в канавке же стоит берш. Таким образом, на пятаке метров 30-40 в диаметре можно было ловить и того и другого целый день, не растрачивая время на переезды. Меня такая рыбалка привлекала, потому как 4 м — мой любимый финский размер, а 10 м — иваньковский. В этом диапазоне я, можно сказать, профи.

Солнце было ещё за горизонтом, а мы уже пилили лунки на «пупке». Светало. У Артёма клюёт, но он никак не может подсечь. В итоге вытаскивает на лёд горку ракушечника. Отлично, значит, в этом месте точно будет судак. Любит он ракушки. Я сидел рядом, метрах в семи. В «Практик» вижу: «клыкастый» стоит у дна. Не берёт. Перепробовал пару-тройку раттлинов ярких расцветок. Ни поклёвки. И тут меня осенило: 4 м, рассвело, освещение у дна изменилось, надо ставить что-то потемнее. Достаю золотистый виб для ловли окуня. Опускаю в лунку. На 4 м игра приманки чувствуется великолепно. Она заводится с пол-оборота. Два коротких взмаха рукой, пауза, пошла «ступенька» вверх, пауза, вторая «ступенька», пауза побольше. Смотрю в «Практик»: движение началось. Повторяю. Есть! Поклёвка! Судак на 700 г. Бросаю раттлин в лунку. Делаю то же самое. Ещё один! Артём поворачивается, смотрит, что я вытворяю. Говорю ему: «Ставь потемнее приманку». Пока произносил, удар в руку. Клюнул судак уже приличный. Не подсёк, отвлёкся. Обидно. Кстати, на «пупке» подобные поклёвки следовали и дальше, но никто не смог подсечь. Очень резко происходил удар. Размышляя над этим, вспомнил, как в Финляндии весной часто наблюдал похожую картину. Тогда, отчаявшись, однажды решил поставить двойник на колечко карабина блесны и угадал. Судак и щука почему-то стали бить приманку именно сверху. Думаю, надо также сделать и с раттлином. Обязательно попробую в следующую поездку.

Время близилось к полудню. Судак ушёл с «пупка» в русло, и мы переместились туда же. Здесь Артём на глубине 16 м сделал меня как мальчишку. Только опустил блесну с «мясом» — тут же поклёвка. Хороший судак на килограмм. Опускает снова и кричит мне: «Багор, что-то хорошее село». Пока я искал его под сиденьем снегохода, Артём достал красавца под 2 кг! У меня, как назло, ничего. Не умею я ещё ловить на «мясо». Не получается. Видя мое расстройство, Артём показывает, на что клюёт. Это самодельная блесна с люминесцентным отражателем наподобие летней «колебалки» Daiwa Chinook — только не серебряная, а латунная. Даёт мне такую же чуть побольше со словами: «Дарю, пробуй». Пробую. Ноль! Не получается. Пока я учился, Артём поймал уже штук пять. Ничего, я обязательно добьюсь своего.

На следующий день такой случай мне представился. Погода резко изменилась. Подул сильный ветер со скоростью 10 м/с. Пошёл снег. Одним словом, настоящая пурга. Но ничего не остановит рыболова, тем более что самолюбие его задето. Поехали в этот раз на «пупок» вчетвером. Никто не смог ничего поймать, кроме Андрея (ещё одного егеря), спеца, как выяснилось, по раттлинам. Он раскачал и взял приличного судака килограмма на два. Тот аж в глотку приманку засосал с хорошим ударом, о котором потом любой рыболов вспоминает весь последующий день.

И я проявил своё мастерство. В поисках рыбы сместился в канавку с глубиной 10 м. Смотрю в «Практик»: ничего нет. Тем не менее решил всё-таки испытать судьбу. Достал любимую пупырчатую блесну шестого размера. Нацепил «мясо» на тройник и опустил ко дну. Приманка ушла за горизонт дна на экране эхолота. Стал её поднимать без резких движений. На экране возникло какое-то шевеление. Веду выше. Шевеление оформилось в полоску над дном. Отлично, значит, берш, по крайней мере, тут есть. Плавно продолжаю траекторию блесны ещё выше. Полоска пошла за приманкой, сравнялась с ней. И вот тут самое главное: у кого крепче нервы. Сдашься, дёрнешь рукой — проиграл. Справишься — и рыба твоя. Держу паузу, а сам громко друзей спрашиваю: «Мужики, что делать?» Те смеются.

Охота на берша — это тренировка навыков ловли судака. Надо сказать, отличная тренировка. Пройдёшь такое испытание — будешь ловить «клыкастого» как профи. В итоге я не выдержал, взмахнул, берш понял подвох и ушёл ко дну. Снова опускаю блесну. Начинаю всё сначала. Берш поднимается. Сравнивается с блесной. Каким-то чутьём я понимаю, что надо действовать. Подсекаю, и точно: рыба на крючке. Вытаскиваю. Хороший крупный берш. Таким образом я раскачиваю и ловлю ещё тройку приличных хищников. У моих товарищей успехи поскромнее.

Пурга разыгралась не на шутку. Снег вихрями носится надо льдом, осыпая нас со всех сторон. Поклёвки еле заметны. Вот как рыба под толстым льдом чувствует все эти катаклизмы природы?! Один из нас не выдерживает, уезжает на базу. Я упорно не меняю лунку, продолжаю раскачивать берша. Вдруг попадается судак. Тоже клюнул на такую игру. Поклёвки я его не видел. Подсёк, когда полоски блесны и рыбы, поднявшейся к ней, совместились. Меняю проводку. Начинаю взмахивать коротко блесной, проводя её излюбленными «ступеньками» вверх с паузами. Сработало и это. Клюёт с ударом берш под кило. Красавец! В результате я обошёл всех. Терпение и выдержка сделали своё дело.

За этой охотой не заметили, как стемнело. Мы собрались и двинулись на базу. Настроение великолепное: я научился ловить на «мясо» и «сделал» Артёма. На следующий день надо было уезжать. Я точно знал, что вернусь сюда ещё не раз. Теперь в моей коллекции снастей появилась коробка под названием «Казань», и она в настоящий момент самая любимая.