
Небольшая лесная речка плавно несет свои воды через дремучий непролазный лес, изредка показываясь излучиной на лоскутках пойменных луговин и снова исчезая под сенью вековых деревьев. Едва заметное течение чуть шевелит стебли прибрежной осоки и плавающие на поверхности воды листья, островки кубышки глянцево поблескивают на глади бурой торфяной воды, в которой, как в зеркале, отражаются принесенные весенним половодьем стволы упавших деревьев — классическое щучье царство. Исказив зеркало воды, маленькая самодельная «вертушка» с серебряным лепестком падает под ствол лежащей поперек русла елки, и почти сразу следует резкая поклевка. Бешеное сопротивление рыбы, бурное вываживание, и в руках у меня… хариус.
У рыболовов, бывающих на малых реках севера и
Случайность или закономерность?
Первый пример имел место несколько лет назад на одной небольшой вологодской речке. Из довольно сбивчивых рассказов местных жителей нам стало известно, что в этой реке вроде должен быть хариус, но вот где его искать и есть ли он там вообще, было не совсем понятно. Речка типично щучья, с медленным (местами очень медленным) течением, сильно заросшая травой и довольно глубокая. Рыбачили мы в основном в пределах 1–1,5 км от дома, а чаще вообще в прямой видимости от него. Добычей были многочисленная разнокалиберная щука и изредка окунь. Тем и довольствовались, пока однажды мой товарищ при ловле щуки легкой джиговой снастью, не поймал…
Через несколько дней я рыбачил на совсем другой речке, ловил хариуса там, где его все и ловят — на перекатах. Переходил от одного переката к следующему вдоль довольно протяженного глубокого прямого участка русла со слабым течением и решил сделать заброс. Почему — не знаю, такие участки я всегда проходил без остановок, чтобы не терять время и не размениваться на ловлю мелкой щучки, обычной для акватории данного типа. Но здесь остановился и забросил блесенку под противоположный берег, туда, где поглубже. На первой же проводке выловил хариуса длиной 36 см. На втором забросе в ту же точку получил еще одну мощную харьюзовую поклевку, но рыба сошла. Опять случайность? Ведь не должно было быть здесь хариуса, не его это место, а он был, и не один.
Еще один пример. Длинный участок русла с очень медленным, почти незаметным течением, с водной растительностью вдоль берегов, крупными единичными валунами на заиленном дне и упавшими поперек русла деревьями. Начинаются эти щучьи «выселки» с парочки небольших перекатов, а заканчиваются бобровой плотиной сильно ниже по течению. Наловив хариуса на перекатах, идем с напарником вдоль уреза воды в сторону запруды, ведем целенаправленную ловлю «шнурков». Перед плотиной снимаем с точки щучку на 700 г и… пару хариусов. Можно было проигнорировать и этот случай поимки хариуса в нетипичном для него месте, списав все на волю провидения и происки водяных, но постепенно таких «случайностей» накопилось довольно много, и из них стала вырисовываться определенная закономерность. Но о том чуть ниже, а сначала уделю немного внимания некоторым особенностям питания хариуса. Это прояснит ситуацию и даст более полное представление о неслучайном присутствии этой рыбы в нехарактерных для нее местах обитания.
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, где ты
Уже довольно давно практически у каждой пойманной и изъятой из водоема рыбы независимо от ее видовой принадлежности и способа ловли я произвожу измерения длины тела и массы, а также просматриваю содержимое желудка. Это дает некоторое представление о
Регулярно попадаются рыбы, у которых в желудках, на фоне прочих пищевых объектов, преобладают муравьи. Заподозрить таких хариусов в
На тиховодных глубоких участках речки с вплотную подступающей к воде древесной растительностью не стоит упускать из вида деревья и кустарники, кроны которых сильно поражены различными
Хорошо там, где нас нет
Перекаты, пороги, быстрины, приямки и омутки на перекатах — классические, многократно тиражированные в книжных канонах места обитания хариуса на малых реках. Хариуса на таких участках довольно много, и проблем с его поимкой ни у кого не возникает. Как и не вызывает сомнений у большинства рыболовов то, что только в подобных местах с быстрым течением и с благоприятным кислородным режимом держится эта рыба. Да, действительно зоны перекатов хариус придерживается постоянно, но это в основной массе некрупные, хотя и довольно многочисленные особи. Мелочевка довольно активна и часто обнаруживает себя всплесками на поверхности переката. Крупный хариус выходит к перекатам лишь периодически или вообще на них не появляется, придерживаясь более глубоких участков акватории. Для него не являются лимитирующими факторами ни практически полное отсутствие течения, ни обильная растительность, ни заиленное дно. Он занимает наиболее выгодные кормовые точки на реке и не образует больших скоплений. И самое главное — крупный хариус «тихушничает», очень редко давая знать проходящему мимо рыболову о своем присутствии.
Отправляясь в следующий раз на харьюзовую речку, будьте чуточку любознательней и внимательней, возможно, и вам удастся познакомиться поближе с тихим хариусом.
Это полноводное лето подсказало ещё один нетипичный хариусовый стол - ушедшие на глубину перекаты. Сверху вроде тишь и гладь, а хариус живёт и здравствует. У меня даже закрались сомнения - может ему в радость такие потопные года?