
Камское устье. Прибывших на лед рыболовов огромное количество. Самый первый, но уже прочный лед. Его толщина 6–10 см, хотя местами по руслу чернеют промоины. Все рыболовы остались на свале в русло на расстоянии 3 км от берега, где лед уже основательно разбурен. Мы же с друзьями идем дальше — на нетронутые рыболовами места. До заветных точек, забитых в навигаторе, еще больше километра. Постоянно проверяем лед пешней, хотя он надежный: не трещит под весом рыболова и не пробивается с первого удара. Прибыв, понимаем, что место пока не тронуто. Первая лунка… и почти сразу же уверенные контакты среднего судака и берша. Распределяемся по акватории:

Выбор мест ловли во многом продиктован уровнем воды в водохранилище. По высокой воде перспективен облов различных мелководных подводных структур, а по низкой — бровок, свалов в канавы, локальных увеличений глубин и т. п. Одно из известных мне мест — правый свал в старицу Волги. Поиск стоянок судака веду, перемещаясь по свалу, стараясь придерживаться глубин 5,5–6,5 м. Как правило, именно эти глубины наиболее результативны в плане судака. Но сам свал в старицу очень крутой и не прямолинейный, поэтому, сверля новые лунки, периодически попадаю то на мель (2,5–4 м), то на глубину (9–11 м). Облову таких мест также уделяю внимание, поскольку верхнюю часть бровки занимают щука и крупный окунь, а нижнюю — берш.

На очередной лунке задерживаюсь по 7–10 минут, которых вполне достаточно для того, чтобы понять: есть ли поблизости хищник. В отличие от мелководья, на глубине приходится менять блесну на более тяжелую и компактную, поскольку здесь присутствует ощутимое течение.

Пройдя около полукилометра по свалу, удалось найти небольшой участок, на котором стоял судак. Первая поклевка последовала сразу же, как только моя блесна достигла дна. Еще двух судаков я поймал в течение десяти минут, а остальных добрал, облавливая это место около двух часов.

Для рыболовов, практикующих отвесное блеснение зимой, не секрет, что судак часто придерживается возвышенностей донного рельефа или совершает сюда набеги в поисках малька. На одной из рыбалок мы искали судака группой, состоящей из семи рыболовов. Смещаясь по плато с глубиной 5–6 м, удалось нащупать затопленный остров, на верхушке которого при том уровне воды глубина составляла 2 м. Пятеро рыболовов пробурили свои лунки в линию, повторяя очертание острова на глубине 4 м с интервалом 10–15 м, а двое — в стороне: один мельче, на 2 м, на самой верхушке острова, а второй — глубже, на 6 м. Не прошло и несколько минут, как те пятеро рыболовов одновременно вытащили на лед по судаку, а кто и по два. Судак «выскочил» на остров не в определенной точке, а по всей площади, но строго посередине свала, потому что у оставшихся двоих поклевок не было. Самым перспективным местом закономерно оказывается оконечность острова. На той рыбалке у одного из рыболовов, первым пробурившего лунку на торце острова, мощная поклевка едва не выбила из рук удочку, но, к сожалению, крупный судак сошел.
Ловля судака по неровностям донного рельефа интересна своей непредсказуемостью. Можно все утро идти по заветной бровке, не увидев ни единой поклевки, а на очередной лунке за десять минут, что называется, «сделать рыбалку», выхватив одного за другим несколько хороших судаков. Подобных примеров я могу привести много. Если произошла первая поклевка хищника, очень важно обловить это место более тщательно, не спешить идти дальше и бурить новые лунки. В поисках хищника мы долго переезжали с одного места на другое.

В Камском устье в середине зимы я несколько раз попадал на рыбалки, когда на утренней зорьке судак, вышедший кормиться на плато, ловился на обширной акватории. Такие выходы судака длились недолго, максимум час после восхода солнца. Потом судак пропадал «с лугов», и большинство рыболовов расходилось, но некоторые, хорошо знающие особенности донного рельефа, выстраивались вдоль бровки и продолжали ловлю. Поклевок приходилось ждать подолгу, но судак, хоть и штучный, все же ловился, в то время как на ровном дне поклевок не было вовсе. Подледная ловля судака — весьма захватывающее и непростое дело. Знание донного рельефа — большое подспорье для рыболова, а наличие навигатора и умение с ним обращаться значительно экономят время в поисках заветных мест и делают рыбалку более эффективной. На льду у меня были случаи, когда, созваниваясь с друзьями, находящимися в разных частях водохранилища, мы обменивались координатами перспективных точек и находили на них судака.